Николай СПЕРАНСКИЙ
(волхв Велимир, “Коляда Вятичей” - "Круга Бера")


ДАРНА
или учение о жизни в Природе

(“Коляда Вятичей” 1999 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

Исток

Кризис цивилизации

Духовный поиск

Добро и зло

Дарна

Аскеза

Завершение

Фоормула веры




Заря и Ночь, две богини, не терпящие обмана, пусть сделают так, Чтобы обе половины суток охраняли нас.
Ригведа IV, 55,3


ИСТОК

1. Цивилизация нуждается в обновлении, но оно не должно прийти как глобальный катаклизм. Иначе люди окончательно нарушат равновесие жизни и Природы. В мир должна прийти идея почитания Земли и жизни на ней. Она должна стать высшей ценностью, превосходящей экономические интересы.
Это возможно если в мире вновь утвердится самое древнее учение о почитании своей земли и традиции предков. Сегодня это учение надо понять не через музейные экспонаты, а через видение нашей жизни. Учение должно стать современным. Ему посвящена эта брошюра.
2. Ключевую идею такого учения мне подсказали друзья из литовского общества “Ромува”, которые не одно десятилетие восстанавливают свои древние традиции. Они рассказали мне о состоянии дарна. Это такое состояние, когда человек устойчиво живет в равновесии со всем миром, чувствует себя счастливым и не увлекается сиюминутными политическими идеями, рекламой, массовой культурой.
Переход в дарна требует усилия, но зато потом жить в нем легко и приятно. При этом человек вовсе не уходит от жизни, а продолжает свои дела, активен и бодр. Для человека лишь пропадает необходимость жить в ритме болезненно ускоренной смены вещей и норм жизни, который навязывается цивилизацией. Он не зависит от преходящих явлений социальной жизни и ориентируется на самый древний и прочный фундамент - на силу своей земли и базовые традиции народа.
Для некоторых людей переход в дарна возможен сам собой. Они сами интуитивно приходят к этому состоянию, но не знают об этом. Иногда таких людей считают чудаками, стариками, не выдержавшими борьбы за жизнь. Но, внутри себя эти люди счастливы.
Безусловно, в состояние дарна человека ведут позывы его измотанного организма. Между тем, дарна это и творческое состояние, когда мир с его страстями и увлечениями остается где-то внизу. Для этого, бывает достаточно только знать, что есть такое состояние человека, когда он выходит из потока суеты жизни и начинает двигаться в ритме своего организма. Шум цивилизации оказывается при этом не более, чем шум улицы за окном.
3. Для осознания дарна требуется своя идеология и вера. Вера, приводящая к дарна - это языческая вера. Всякая другая вера так же может приводить к состоянию дарна, но там это состояние не является смыслом, целью веры, а является случайным или промежуточным результатом.
Литовские друзья объясняли мне, что дарна - есть бытие человека в согласии с землею и предками, которое дает ощущение счастья и потому угодно богам. Отрицательные эмоции, вызывающие злость и состояние аффекта, возникают с потерей дарна. Если в состоянии дарна человека постигает великое горе, он не стремится уйти от страданий. Он страдает и переживает горе, не теряя своей связи со своей традицией, землей и предками. Тогда он получает от них поддержку и обновление. Вообще же дарна характеризуется принятием в свою душу мира Природы и обретением через это смысла бытия.
4. Круг идей о дарна оказался близким славянскому язычеству. В этом нет ничего удивительного, если обратиться к древней истории славян.
В четвертом- седьмом веках славяне двигались с юго-запада на северо-восток теперешней Европы, смешиваясь с балтским населением тех мест. До сих пор в Белоруссии и к северо-западу от Москвы многие реки и населенные пункты имеют литовские названия. Обилие земли приводило к мирному сосуществованию племен, религиозные системы которых были в одинаковой степени унаследованы от древних ариев, создателей ведических гимнов, и от аборигенов старой Европы, которые жили в “деревянном” веке, почти не пользовались железом и не вели войн друг с другом.
Славянское и балтийское язычество обнаруживает удивительное подобие. При этом, в Литве, языческие представления сохранились много лучше. Там, “белые старики” - вайделоты уходили в леса справлять свои языческие ритуалы еще в восемнадцатом веке. Есть данные, что в это время еще приходили жрецы к валунам в лесах Белоруссии. Русь же к этому времени фактически лишилась блага и сени языческой веры. Потому, лучше сохранившееся литовское язычество, может показать ту утерянную нить, которая должна вывести ко всей утраченной истине. Теперь для этого настало время.
5. В славянском и русском язычестве осознанные представления о дарна были найдены и описаны еще в прошлом веке.
Так в книге середины прошлого века Д. Шеппинга “Мифы славянского язычества” (переиздано в 1997г.) мы находим описание картины мира, которая имеет место в дарна: “Вся народная жизнь славянина дышит необъятною любовью и благодарственным благоговением к природе в малейших даже явлениях ее жизненных сил... земная природа стала для него мерилом всех понятий... Противоположные явления дня и ночи, солнца и тени, жара и холода, жизни и смерти присвоил он и духовному миру своих религиозных понятий; но в то же время он понял, что при видимой взаимной борьбе этих враждебных начал добра и зла они уничтожаются в гармонии жизни, что в вечных законах разума относительные понятия добра и зла не существуют и что посему все жизненные силы природы имеют одинаковое право на его поклонение, на его страх и благодарность. Эта высокая философия природы отразилась у нас в дуализме не враждебных сил добра и зла, как обвиняют нас немецкие ученые, незнакомые с нашей народностью, но в дуализме примирения, соединяющем противоположные крайности в общую цель жизни и уничтожающем таким образом их одностороннюю зловредность.”
Эта цитата говорит, что в славянском понимании противоположные начала в Природе дополняют друг друга и формируют картину мироздания, а не находятся в борьбе и непрерывном конфликте.
Разумеется, все мы можем привести массу примеров конфликтной борьбы противоположных начал. Нам известна позиция зороастризма: “В мире нет ничего, кроме борьбы добра и зла”. Потому нам надо будет разобраться на уровне языческой веры: когда противоположности формируют наш мир и дополняют друг друга, а когда разрушают его.
Круг философских представлений о совместимости противоположных начал был упущен русскими мыслителями в начале двадцатого века вследствие революции, которая сместила общественное мышление в сторону более характерную для зороастризма. Заслуга литовских язычников состоит в том, что они осознали важность состояния бытия, в котором противоположные начала не уничтожают, а взаимно дополняют друг друга. Они обозначили его своим термином - дарна (гармония), и сложили вокруг него языческое учение.
6. Значение сознательного понимания дарна и возможности прихода в это состояние трудно переоценить. Мы будем близки к истине, если скажем, что дарна подобно и сравнимо по значению с индийской йогой. Йога - это практика буддизма, практика религиозных учений аборигенов Индии. Дарна - оказывается практикой языческой жизни славян, балтов и угрофинов, состоящих в генетическом родстве. Сегодня мы вынуждены заново открывать ее.
7. В этой брошюре изложено учение дарна в современном русском понимании. Это только один из вариантов учения, который стал нам понятен. Нам представляется, что это учение призвано спасти мир и изменить характер современной цивилизации. К нему независимо должны сойтись разные народы, если они хотят выжить.
Здесь показано место дарна в русской языческой вере, рассказывается о его мистическом значении, о способе прихода к дарна.
В язычестве человек свободен от диктата воли жрецов. Ему можно только предлагать, советовать и показывать примеры. И это значит, что каждому открыты возможности для духовного поиска. Это значит, что путь к дарна не единственен, а понимание его данное здесь едва ли может быть полным, (ибо нельзя измерить мудрость богов и Природы). Поэтому, если кто-то придет к дарна своим путем - это хорошо. Главное, чтобы он знал - дарна есть!
Состояние дарна - это состояние восстановленных ритмов человеческого бытия. Их гармония с ритмами Природы. При этом, жизнь человека становится медленнее, из нее выпадает то, что в действительности не нужно. Остается время на осмысление жизни, на созерцание Природы, на рождение и воспитание детей, на труд и творчество. Времени хватает на все. В дарна человек понимает, что именно ему надо, и не растрачивается на пустые отвлечения.
Скачать всю книгу